Загрузка

ЖУРНАЛ

Статьи Судебный пиар: как взаимодействовать с юристами 22.08.2019 Источник фото

О судебном пиаре известно, что это средство усиления юридической стратегии заказчика в суде, и потому все публикации и прочие материалы должны быть согласованы с адвокатами и юридическими консультантами. В судебном процессе пиар-специалистам приходится оказываться между двумя категориями специалистов: судьями и адвокатами клиента. О том, почему грамотная судебная пиар-кампания всегда строится на учёте множества законов и не допускает правовых ошибок, рассказывает Вадим Горжанкин, основатель судебного пиар-агентства «Красное Слово».

Понимая важность и растущее значение СМИ в современном информационном обществе, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации строит систему регламентов по упорядочиванию взаимодействия судов и журналистов. Гарантия публичности открытого судебного процесса – важная политическая составляющая судебно-правовой системы России.

Отношения с журналистов с судами строятся на основе следующих законодательных актов:

Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»;

Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 6);

Концепции информационной политики судебной системы (принята постановлением Совета судей Российской Федерации № 60 от 16 ноября 2001 года);

Постановления Совета судей Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. № 7.

Кроме этих основных законов вся информационная стратегия в судебном процессе строится на нормах и требованиях УК РФ, УПК РФ и КОАП РФ. Это налагает определённые требования к работе пиарщиков и адвокатов заказчика. Каждый шаг пиар-кампании должен иметь смысл как составная часть процессуальных действий, ибо судебный пиар ориентирован на влияние на судей, присяжных, сторону обвинения, следствие и самого оппонента в суде.

Нельзя нарушать презумпцию невиновности и авторское право, интеллектуальную и частную собственность, право на информацию, право на защиту доброго имени, процессуальные нормы и процедурные регламенты. Нельзя, публично защищая позицию клиента, причинить ущерб его существующему положению.

Это превращает судебный пиар в специфический вид деятельности на стыке теории управления (антикризисный менеджмент), журналистики, пропаганды, социальной психологии, юриспруденции и режиссуры. Судебный пиар – это режиссура всей кампании, а не просто написание статей и проведение акций по привлечению внимания к процессу.

В случаях защиты от рейдерства важнейшей задачей судебного пиара становится разрушение личных связей заказчиков захвата и их помощников и сообщников. Без помощи работников системы контроля и надзора за деятельностью предприятия, некоторых его сотрудников, работников судебной и правоохранительной системы   рейдерский захват собственности невозможен.

Обнародование таких связей в СМИ на основе презумпции невиновности разрушает главное условие рейдерства: тайну сговора и скрытность ключевых лиц. Такая информация, поданная в соответствующем контексте, становится мощным компроматом, нарушающим согласованность взаимодействия наводчиков, грабителей и покровителей.

Важно предотвратить легализацию действий по захвату бизнеса, потому что современные легальные технологии рейдерства строятся на применении каскадных методов. Создаётся искусственная кредиторская задолженность, меняются конечные бенефициары собственности, осуществляется давление на владельцев компании или предприятия, провоцируется конфликт между партнёрами по бизнесу.

Каждое такое действие требует юридических контрдействий при мощной и скоординированной медийной поддержке. Насильственное принуждение к заключению сделки по отчуждению имущества (Ст. 179 УК РФ) иногда может быть квалифицировано судом только после мощной пиар-кампании, когда уклонение от подобных оценок чревато диффамацией судей. Вспомним, как мощный резонанс по кейсу судьи Хахалевой в Краснодарском крае поставил под удар всю судебную систему России. В современном обществе неуязвимых не бывает, и этой неуязвимости недобросовестных судей лишают именно СМИ.

Незаконное возбуждение уголовного дела для воспрепятствования предпринимательской деятельности (Ст. 299 УК РФ) – основной элемент стратегии рейдерского захвата. Побудить суд квалифицировать такое уголовное преследование как незаконное – очень трудная задача. Она решается только средствами судебного пиара, когда о факте «наезда» на бизнес с участием силовых структур узнаёт как можно больше народа и возникает как можно более сильный резонанс.

Факты фиктивного банкротства (Ст. 196 и 197), подделки документов (Ст. 327), предоставления фиктивных доказательств в суд (Ст. 303), использование фирм-однодневок и подставных лиц (Ст. 173,1 и 173,2) – всё это важные информационные поводы. Они широко и детально освещаются в рейтинговых СМИ и используются как основание для громких пиар-акций, таких как петиции, митинги, флэш-мобы, открытые письма, экспертные заключения специалистов и оценки лидеров общественного мнения.

Судебный пиар является действенным средством предотвращения судебных ошибок арбитров в арбитражном процессе. Суды порой не применяют нормы права или применяют их неправильно, отказывают в удовлетворении требования об отмене решения арбитража на основе допущенной ошибки. Борьба с подобными решениями должна сочетать апелляции и скоординированные кампании в электронных СМИ. Именно здесь черпают информацию ключевые целевые группы, чьей поддержки ищет инициатор коммуникации.

Специалист по судебному пиару не только привлекает журналистов, но и использует десятки каналов для распространения информации. Соцсети, сайты, корпоративные блоги, рассылки – всё это средства установить сильный эмоциональный контакт и завоевать доверие определённых групп людей. Принцип привлечения союзников – наличие общего врага. Есть много людей, которые своей миссией считают борьбу против чего-то определённого: несправедливости, определённых брендов, каких-то идей, каких-то социальных проявлений (бедности, богатства, социального неравенства и т.д.). Эти группы – целевая аудитория для инициированных сообщений. 

Очень важным мотивом обращения к специалистам по вопросам судебного пиара является то, что медиа в России, как и во всём мире, выстроены в виде сложной конфигурации позиций мощных кланов. Широкие региональные сети печатных и электронных СМИ принадлежат корпорациям, имеющим связи в мире политики и финансов. Ориентирование в мире этих скрытых связей построено на доступе к инсайду, что возможно лишь профессионалам пиара.

Эффективность медиа-кампании возрастёт в разы, если понимать, чьи интересы задеты при использовании тех или иных ресурсов в обычной пиар-кампании. Всякий судебный пиар задевает много интересов местных элит, связанных с элитами центра. Если пиар будет вестись через ресурсы, чьи владельцы не заинтересованы в нарушении скрытых связей, кампания будет вязнуть и буксовать.

И наоборот, если освещение скандала поможет в корпоративной борьбе, СМИ будут активно продвигать повестку, выгодную заказчику. Очень важно понимать, к кому и против кого обращаться за помощью, в чем состоят пересечения интересов заказчика и крупных медиа-компаний. Таким знанием обладают именно профессиональные пиар-агентства. Более того, они обладают устойчивыми связями во всех ключевых медийных группах. Рейтинговые СМИ идут на участие в судебной пиар-кампании только при условии тщательной юридической экспертизы предоставляемых материалов. 

Это лишь некоторые особенности взаимодействия пиар-менеджеров с юристами во время информационного сопровождения судебных процессов. И если для успешного результата требуется привлечение по возможности наиболее компетентных юристов, то судебный пиар требует привлечения таких же компетентных специалистов. Только взаимным усилением всех привлекаемых ресурсов можно добиться приемлемого результата там, где цена любой ошибки может стать фатальной.

КОНТАКТЫ

Москва,
Калашный переулок,
дом 3




+7 (916) 360 12 12
WhatsApp/Viber/Telegram/Skype

info@juristmarketing.com


ЗАПОЛНИТЬ БРИФ

Для более четкого определения целей, необходимо заполнить бриф (анкету) как можно подробнее. Это поможет увидеть максимально точную картину проекта, оперативно определить цены и сроки реализации.

Если по каким-либо позициям анкеты возникнут вопросы, пожалуйста, обратитесь к нам за разъяснениями. Мы гарантируем полную конфиденциальность представленной информации о вас и о вашей деятельности.